Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия сайта
';

Муниципальное образование

г.Иркутск

Как развивать музыкальный слух у детей
Потенциально музыкальный слух есть у всех, только у некоторых он оказался убитым в детстве из-за отсутствия правильного музыкального воспитания. Как избежать этой ошибки? Как развивать музыкальный слух ребенка? Буквально с первого месяца его жизни можно повесить в комнате набор валдайских колокольчиков. В течении дня можно несколько раз в день давать ребенку послушать тот или иной звук. Ударьте по колокольчику, послушайте звук, через 3-5 секунд ударьте еще раз (от 5 до 10 раз), звук должен быть тихим и продолжительным. Через час или два таким образом ударяйте другой колокольчик. Материнская колыбельная для такого возраста должна состоять из 2-3 нот, пойте тихо, медленно, в три месяца многие малыши уже пробуют петь, стараясь повторить материнские звуки. В 9 месяцев почти все дети поют, могут тянуть одну ноту, потом другую. Голос – самый совершенный инструмент, еще не научившись ходить, маленький человек хочет обладать этим сокровищем. Очень важно не загромождать в этом возрасте детские уши детской музыкой. Многие взрослые считают, что маленькие дети хорошо слушают только незатейливые песенки или танцевальную музыку. Это серьезная ошибка. Дети гораздо богаче внутренне, чем нам кажется, особенно в искусстве, и тем более в музыке. Маленький двухлетний человечек охотно двигается под звуки тихой старинной музыки. Она должна быть именно тихая и не очень быстрая. Стремительный поток музыки может оглушить своим напором нежные уши, а динамизм содержания может быть непосильным для детской души. Регулярные прослушивания старинной музыки окажут положительное воздействие не только на детей, но и на родителей. В наш бурный век такие спокойные минуты совершенно необходимы. Большие богатства таит в себе и народная музыка. Как хорошо, когда отец или мать могут спеть ребенку старинную народную мелодию. Ее лучше петь безо всякого аккомпанемента. Сопровождение на баяне, гитаре или фортепиано своим примитивом может убить первоначальную глубокую красоту песни. В народной одноголосной мелодии – опыт веков, опыт слуховой, эстетический, нравственный («Во поле береза стояла»). Постепенно надо подключить все больше и больше народных песен. Пусть они будут совсем маленькие, но их должно быть много. Дети самозабвенно отдаются стихии старинных народных песен. Приобщая ребенка к музыке, необходимо учитывать его возрастные особенности. Например, 2 – летние дети могут охватить очень простой мотив с текстом не более 3-4 слов. Кто-то запоет сразу, кто-то после многочисленных повторов. Уверяю вас, что вы будете просто счастливы, когда двухлетний человечек начнет вам тихо подпевать. Не ограничивайтесь музыкой собственной национальности. Лучше уподобьтесь мудрому путешественнику, который обходит земли неизвестных народов. Лет с 6-7 дети обычно улавливают различия народной музыки разных стран и народов. Ребенок без особых усилий воспримет и лезгинку, и «Щедрик» с «Дудариком» с Украины, и наигрыш татарской гармошки, и русскую плясовую, и литовскую колыбельную, и широкий напев Башкирии, и рожковые наигрыши Смоленска и Владимира, и прекрасные песни Беларуси и многие другие. Но не перегружайте ребенка слуховой информацией. Чем меньше ребенок, тем меньше песен он сможет охватить. Примерно раз в две недели можно показывать ребенку новую песню или наигрыш. Так как дети очень любят двигаться, то под наигрыш хорошо немного поплясать. Когда будете смотреть телевизор, то обращайте внимание детей на народные танцы, запоминайте некоторые движения и покажите их ребенку. Слушая записи с народным танцем, попробуйте сделать эти фигуры вместе с ребенком. Разумеется, движения должны быть простыми, а музыка не должна быть громкой. Иначе у ребенка может испортиться слух. Разные наигрыши – разные танцевальные движения. Каждая новая песня – новое состояние души, но не ограничивайтесь только лишь пением или танцами под музыку, можно и сценки маленькие разыграть. Не забудьте, что для ребенка это не игра в жизнь, а собственно жизнь. Спойте что-нибудь про хлеб и дайте малышу принести хлеб на красивом полотенце к столу. Для него это будет яркое впечатление. Как родители, вы сами можете сделать важные выводы, если хлеб станет для ребенка святым, то он уже никогда не бросит его на пол. Слушая различные песни из большого хлебного цикла, ребенок может участвовать в маленьком драматургическом действии, которое может быть и музыкальным. Старинные песни про хлеб – это шедевры. Много красивых песен есть про животных и птиц, их тоже можно разыграть. Практика показывает, что в подобных песнях-играх должны участвовать несколько детей и взрослых. Но имейте ввиду, что ребенок не терпит грубого вторжения в свой мир, детская душа очень тонка и ранима, поэтому нелепо навязывать малышам музыкальное образование. Если ребенок уж очень задумчив в какой-либо день – не надо веселить его музыкой, а если же слишком весел – вряд ли получится усмирить его грустными песнями. Лучше подстроиться под него и тактично провести небольшое музыкальное действие. Занимаясь с малышами, широко используйте изобретательный и двигательный ряд. Если ребенок постоянно требует от вас музыки, песен, танцев, то он наверняка делает успехи в своем развитии. Тогда попробуйте сделать следующее: соберите небольшую группу таких детей или разного уровня развития и дайте им послушать старинную музыкальную пьесу. Это может быть Моцарт или Гайдн. Дети охотно слушают такую музыку, причем им очень нравится делать под нее плавные движения. Вот вы собрали несколько детей. Пусть они встанут в кружок. Дайте им послушать, например, медленную часть из «Маленькой ночной серенады» Моцарта и пусть они под эту чудесную и чистую музыку плавно двигаются по кругу. Почти все дети будут слушать музыку и двигаться. Редко кто из них не поддастся общему настроению. Впечатления у детей от таких занятий очень глубокие и их нужно сохранить в детской душе. Ребенок охотно об этом вспоминает, пытается что-то повторить, но истинную творческую радость получает только тогда, когда он делает это вместе с другими детьми. Этот феномен детства заслуживает глубокого изучения. И, конечно, музыка на первых порах не должна быть трагичной. Такую музыку можно слушать только в школьном возрасте, и то после определенной музыкально-тематической подготовки. Такая работа с ребенком не пройдет даром. Вы увидите, что ваш ребенок музыкально развит. В будущем не каждый может стать музыкантом, но музыкально образованным должен быть каждый. Все современные родители стараются как можно раньше начинать развивающие занятия для своих малышей, тем самым удовлетворяя большую познавательную потребность ребенка. И это правильно. Познавательная активность ребенка не знает границ. Ему еще предстоит узнать буквально «все» об окружающем его мире. Поэтому не ограничивайте его жажду к познанию, если ребенок совершет безвредные для себя и окружающих действия. О том, как воспитать здорового, без психологических зажимов ребенка написано много хорошей современной литературы. Все специалисты сходятся во мнении, что лучше всего малыш развивается в окружении сверстников, каждый из которых находится на своей ступени развития. Ребенок будет тянуться к более развитым детям. Таким образом, у малыша естественным путем появляется сильная мотивация, которая толкает его интеллектуальное развитие вперед семимильными шагами. Конечно, рядом должен находиться компетентный специалист-педагог, который будет направлять эту познавательную активность вашего малыша в нужное русло. Кроме усиленного интеллектуального развития ребенок получает навыки общения и учится свободно чувствовать себя в любом окружении. Всем ли малышам нужны развивающие музыкальные занятия или вполне можно обойтись без них? Чему мы обучаем наших учеников на групповых развивающих музыкальных занятиях Самостоятельные развивающие музыкальные занятия и индивидуальные уроки музыки Развивающие музыкальные занятия для детей - график и стоимость Чем же отличаются обычные развивающие занятия от музыкальных развивающих занятий для малышей? Всем ли малышам нужны развивающие музыкальные занятия или вполне можно обойтись без них? У нас есть несколько веских доводов за: Исследования ученых разных стран подтвердили то, что во время музыкальных, именно музыкальных, занятий у ребенка в работе задействованы оба полушария головного мозга, что способствует интенсивнейшему интеллектуальному развитию (См. статью «Уроки фортепиано как способ развития интеллекта»). Мы родились с возможностью воспроизводить звуки, а звук – это строительный кирпичик для (со)здания музыки, наш организм очень чутко реагирует на окружающий нас звуковой (то есть частотный) фон и отвечает ему резонансом (созвучием), если этот фон приятен, комфортен для жизни, то есть укрепляет, оздоравливает организм. Так нас устроила природа – и грех не воспользоваться этим умеючи. Обратите внимание на реакцию вашего малыша: нравится ли ему, когда звучит музыка, когда кто-то хорошо поет или играет. Скорее всего, ваш ответ будет – «да», а значит, можно смело бросаться с головой в музыкальный океан! Итак, если вы хотите, чтобы ваш ребенок - научился общаться со сверстниками - получил комплексные знания об окружающем мире - освоил нотную грамоту - научился чисто петь - научился выразительному чтению - научился считать - имел устойчивое чувство ритма - разработал координацию обоих полушарий головного мозга - научился правильному дыханию с оздоравливающим эффектом - получил удовольствие от развивающих занятий, то можете смело приходить к нам на групповые развивающие музыкальные занятия для дошкольников и младших школьников! Чему мы обучаем наших учеников на групповых развивающих музыкальных занятиях Мы обучаем наших учеников на групповых развивающих занятиях всему тому, о чем говорили в нашей статье «Музыкальные занятия для самых маленьких»: развиваем чувство ритма, работаем над интонацией, развиваем координацию полушарий головного мозга, развиваем музыкальный слух, голос, обучаем музыкальной грамоте в игровой форме и даже математике! Малыши, обучающиеся у нас, много слушают новой для них музыки, анализируют ее, разучивают понравившиеся песни, обязательно импровизируют под музыку (танцуют, поют, рисуют) и т.п. После обучения музыке в дошкольной группе ребенок может: отличать на слух интервалы, мажорное и минорное трезвучия, движение вверх и вниз подряд или через один; все это он может сыграть на инструменте; может спеть, чисто интонируя, детские песни, начало каждой может наиграть на инструменте; знает длительности нот, знает как ноты пишутся, может фрагмент сыграть по нотам, может импровизировать (атонально или по заданной схеме), может подбирать по слуху с помощью педагога, может выразительно читать стихи и прозу и т.д. Самостоятельные развивающие музыкальные занятия и индивидуальные уроки музыки Обратим ваше внимание на то, что если ребенок плохо удерживает свое внимание на каком-либо предмете, о котором идет речь, то вам следует вначале самостоятельно поработать с ним над этим. Кроме того, чтобы слух ребенка тоже был уже подготовлен к музыкальным занятиям, вы можете предварительно самостоятельно позаниматься с малышом. Все упражнения очень простые и не требуют специальной музыкальной подготовки. Они направлены на развитие эмоциональной сферы ребенка, ассоциативного мышления и анализа материала, с которым малыш сталкивается. Возможно, вы уже делаете все эти упражнения с малышом, не задумываясь о том, какую пользу они приносят для музыкальных занятий. Ознакомиться с этими упражнениями вы можете в нашей статье «Музыкальные занятия для самых маленьких». Все эти упражнения одновременно развивают устойчивое внимание у ребенка. Однако сразу у вас может не получиться удержать внимание ребенка. Ничего страшного, главное в нашем деле – систематичный подход и постепенное наращивание времени занятий. Вы можете начать с 30 секунд и с самого маленького фрагмента, кирпичика, из которого потом мы с вами построим гармоничное, многостороннее знание ребенка об окружающем его мире. Если все же у вас не получаются некоторые из упражнений, это не страшно. На групповых развивающих музыкальных занятиях наши педагоги музыки легко научат вашего ребенка всему тому, что требуется для полноценного развития его личности в современном мире. Не забывайте также о том, что у нас есть и индивидуальные занятия музыкой для малышей, которые нуждаются в усиленном внимании по причине наличия какой-либо глубокой проблемы. ДОЖДИНКА: Какие упражнения используются в ходе развивающих занятий "Музыка и творчество"? • Музыкальные игры с движением. • Ритмические игры. • Игра на детских музыкальных инструментах вместе и соло. • Участие в песенках-звукоподражаниях. • Работа с фонемами. • Работа со слоговой системой. • Музыкальные жестовые игры. • Пальчиковые игры. • Массажные игры под музыку. • Телесные игры. • Песенки-инструкции. • Игры-хороводы. • Пальчиковые и жестовые игры. • Слушание коротких стихотворений и потешек. • Лепка из пластилина и соленого теста. • Конструирование из кубиков и деревянного строителя. • Дополнение готовых рисунков линиями. • Аппликации в смешанной технике с использованием картона, фасоли, макаронных изделий, природных материалов. • Сюжетно-ролевые игры с использованием готовых поделок. • Дидактические игры на различение цветов, величины и формы предметов.
 В программе 5 направлений: - Развитие мышления и речи; - Основы актерского мастерства; - Ритмика, пластика, танцевальная импровизация; - Музыкальное развитие; - Литературное творчество. Дети познают удивительный мир творческой самореализации и вдохновения! Групповые занятия проходят по уникальной методике Татьяны Ивановны Смирновой, ведущего методиста Международного Центра Музыкального Образования г. Москва Идет набор детей в группы в клубе «Шапо» (м. Цветной бульвар) будние группы (утро – вторник, пятница) группа выходного дня – по субботам Что происходит на занятиях: Яркие занятия на основе классических музыкальных и литературных произведений открывают перед детьми и их родителями мир музыки, прозы (сказки, притчи) и поэзии. Разнообразные и актуальные темы занятий, затрагиваемые через сказки и проигрываемые через музыку, дают пищу для размышлений родителям и возможность для осмысления детям. Домашние задания: прослушивание и проживание музыки, свои вариации сказок, интерпретации в рисунках – сближают родителей с детьми, дают возможность услышать друг друга, почувствовать и вместе заниматься одним делом, интересным всей семье. Самостоятельность, активность, внимательность, чуткость, решительность, уверенность, концентрация, позитивный настрой, мобилизация себя, актерская игра (легкость смены ролей и проявление себя в них), чувство партнера – вот те некоторые из многих качеств, которые развивают дети в процессе занятий. Занятия предполагают активное участие родителей в процессе выполнения домашнего задания: прослушивание музыки, просмотр видеозаписей балетов, совместное рисование, запись сказок со слов ребенка, проживание сказок, разбираемых на занятиях. 
Логоритмика - это форма активной учебной деятельности, целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой. Пальчиково-жестовая гимнастика – это инсценировка рифмованных и не только рассказов, сказок с помощью пальцев и ручек. Эти игры как бы воссоздают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы, звуковые подражания. Много игр требуют участия обеих рук. Эти игры очень эмоциональны, они захватывают детей и влияют на развитие речи, фантазии и творческой деятельности. Пальчиковые и жестовые игры с пением — способствуют укреплению мышечного аппарата, развитию крупной и мелкой моторики руки, активизации слуховой, зрительной и речевой памяти. Позволяют значительно повысить уровень организации ребёнка. Развитие памяти, музыкальных способностей, творческого воображения. Раньше всего дети сохраняют в памяти, выполненные ими движения, затем запоминаются пережитые чувства и эмоциональные состояния. Далее доступными сохранению становятся образы вещей, и лишь на самом высоком, последнем уровне ребенок может запомнить и воспроизвести смысловое содержание воспринятого, выраженное в словах. Важную роль наряду с музыкально-ритмическим воспитанием ребёнка имеет своевременное развитие таких психических процессов как: слухового и зрительного внимания, памяти, восприятия и речи. Для развития у ребёнка зрительного внимания и сосредоточения малышу во время занятий необходимо видеть лицо педагога, его мимику, артикуляцию (во время исполнения различных песен или потешек). Включая в один урок музыкальные произведения разного жанра, темпа, характера, мы развиваем у детей с самого раннего возраста слуховое внимание и сосредоточение. При Музицировании на детских музыкальных инструментах используются природный интерес малышей к музыкальным инструментам и их попытки осваивать различные способы звукоизвлечения. Совместная игра на детских музыкальных инструментах помогает установить более тесные эмоциональные отношения между ребёнком и родителем, ребёнком и педагогом, а также между всеми детьми. Основы музыкальной грамоты Очень важная вещь как для начинающего музыканта. Для того чтобы заниматься музыкой - петь, играть на каком-либо инструменте, импровизировать, сочинять, - нужно знать законы музыкального языка. Музыкальная грамота - начальная в ряду этих дисциплин. Задача музыкальной грамоты - знакомство с основными элементами музыкального языка (средствами музыкального изложения). Знание основ музыкальной грамоты помогает в практической деятельности - при разборе нотного текста, исполнении произведений. Необходимо оно и для развития музыкального слуха, который в свою очередь облегчает работу при подборе и записи любимых мелодий, аккомпанемента к ним. Развитие чувства метроритма. В музыке высота звуков неотделима от их временной организации. Следовательно, развитие интонации и слуха, а также чувства метра и ритма должны вестись одновременно. Современная методика предлагает продуктивный способ, с учетом психологии младшего детского возраста. Этот путь - освоение метроритма через движение ходьбу, простукивание, усвоение ритма через звучащее слово. Система Карла Орфа. Немецкий педагог и музыкант Карл Орф разработал систему комплексного музыкального воспитания, которое строится на интеграции движения, пения и игры на специально созданных ударных музыкальных инструментах. Обучение основываться на активной творческой деятельности, приносящей радость и чувство удовлетворения детям.